Все наши автозаводы попали в некий порочный круг, виной которому отчасти и сами мы. Да, на начало 90-х, когда население страны получило доступ к автомобильным технологиям Запада в виде б/у (да и новых, кто мог) немецких, французских и прочих иномарок, наши АЗ производили реально уже устаревшие морально авто, которые ещё и вдобавок, в отличии от тех же иномарок, не давали своим владельцам того дополнительного комфорта (в виде всяких финтифлюшек), который был у многих иностранок. Это бесспорно. Да, были на тот момент модели, которые не сильно технически отставали от западных: та же "восьмёрка", 2141, "Таврия"... Но это были просто авто, а народ, вкусивший прелесть электроприводов сидений, кондиционеров и прочей лабуды, хотел большего. Плюс, по сравнению с иномарками, явно хромало качество. Оно и раньше не очень было, но нам не с чем было сравнивать, а тут...
И вот тут была допущена глобальная ошибка. Отечественный автопром начали хаять. Жёстко, грубо, опуская продукцию даже не ниже плинтуса, а вообще смешивая с дерьмом. И это сделал ни какой-то узкий круг тестеров, экспертов или ещё каких специалистов, а весь народ. Я не буду сейчас высокопарно рассуждать о патриотизме, не в этом дело. Но "г..но" полилось ото всюду: начиная от бабушек на скамейках, и заканчивая КВНами, юмористическими передачами и выступлениями политиков. Причём в большинстве случаев оно лилось не исходя из реального опыта конкретного человека, а из соображений "мне тут сосед рассказал, как его друг общался со знакомым, у которого коллега"... Хаять отечественный автопром было в моде даже у тех, кто за руль никогда и не садился и не собирался этого делать.
Не спорю, по сравнению с западными образцами, которые ещё к тому же за это время не стояли в развитии на уровне конца 80-х, начала 90-х, отечественные машины действительно проигрывали, и, более того, довольно медленно прогрессировали. И вот тут сыграл свою роль тот самый замкнутый круг. Заключается он в следующем. На примере нормального, для начала.
Автопроизводитель вкладывает средства в разработку новой(ых) модели(ей), выводит её на рынок. Учитывая тщательную проработку концепции, а также имидж (!) автопроизводителя, в большинстве случаев проект оказывается успешным, машины продаются как благодаря своим технико-физическим данным, так и благодаря имиджевой составляющей ("сосед купил такую, вроде доволен, и я пошёл в салон"). Это приносит прибыль, как правило превышающую те расходы, которые были понесены, которую завод имеет возможность вкладывать в развитие производства, разработку новых (ещё более лучших и современных) моделей, которые также продаются и т.д., т.д., т.д. Безусловно, у каждого производителя существуют провальные модели, которые как минимум не приносят прибыль, как максимум - убытки. Но эти убытки от одной модели зачастую покрываются прибылью от других моделей (если, конечно, убыточная модель была не единственной в ряду
).
Я не зря поставил (!) после имиджевой составляющей. Это реально немаловажный аспект, который, если посмотреть внимательно на историю автопрома западного, играет значительную роль. К примеру - "Гольф". В нём нет на самом деле ничего такого сверхестественного, что позволяет оставаться лидером в классе. Есть одноклассники, которые ничуть не хуже, а в каких-то моментах и лучше, но... Грамотный маркетинг и заработанная за годы слава делают своё дело. ФВ никогда не откажется от модели под именем "Гольф" по причине, что если они надумают менять её название, процент продаж просядет. Может не на 50%, и даже не на 20, но даже 5% - это потеря. Немцы вообще мастера окружать свой автопром аурой значительности. За счёт этого автомобили других стран продаются хуже, зачастую при лучших данных. Но икона "немецкого автопрома" не даёт им возможности на равных конкурировать с немчурой. При том, что даже по качеству довольно большое количество немецких авто (не премиум класса) наверняка не намного лучше автопрома других стран. Но имидж...
И вот как раз эта составляющая была напрочь сметена в ситуации в России. Я вообще убеждён, что каждый авто имеет своего покупателя... Своего владельца. Есть люди, которым и Майбаха мало, но есть и те, кому больше Запорожца и не надо. И многие, и дальше больше, ВАЗы, ГАЗы, УАЗы и прочие *АЗы имеют и имели бы своего покупателя, но... Это немодно. Это нестильно. Это ущербно. Кому сказать, что купил отечественное авто... Под давлением общественного мнения тебе даже человек, который к авто вообще индеферентен, скажет, что ты - лох. А человек, это почему-то такое стадное создание, которое очень нервенно реагирует на мнение окружающих. И оно ему не надо, но он не купит "Калину", а пойдёт покупать "Логана", потому что "Логан" - это "Рено". А "Калина" - это "Кал"... Так ему сказали. Буквально вчера в КамедиКлаб.
А это всё - продажи. Прямая прибыль производителя. Которая по идее должна вкладываться в то же развитие. Нет прибыли, нет развития. Качество? Да и его тоже...
Я не защищаю отечественный автопром. Да, и у них самих хватает косяков... И всё же...
Честно? Я бы при возможности пересел бы на отечественный автопром спокойно, производи он авто, который бы устраивал меня по своим потребительским качествам. Скажем так, если бы на "Патриот", предположим, начали бы ставить АКПП, то я бы задумался. Но, к сожалению, ещё одной проблемой автопрома России является весьма узкий модельный ряд, и многие покупают машины иностранного производства в том числе и по причине того, что нужных им параметров авто просто не производится... Хотя... Может оно и не надо?