Бум и прибыль

Делимся интересными статьями из паутины

Модераторы: Pratas, Dim@

Ответить
Аватара пользователя
Pratas
Ветеран клуба АмАвто
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:28
Откуда: Murman
Контактная информация:

Бум и прибыль

Сообщение Pratas » 19 апр 2005, 14:46

Изображение
История соревнований по автомобильному звуку, т.н. Sound-Off Competitions, насчитывает более десятка лет, в течение которых определился облик этих интересных турниров технической мысли установщиков автомобильного аудио, создана организационная структура соревнований, приняты правила их проведения, определились основные участники и, конечно, свои болельщики. Если поначалу эти конкурсы, в просторечии названные boomings, ставили задачей выявить самые громкие автомобильные аудиосистемы, то, когда за дело взялись серьезные специалисты и коммерческие компании, оно не только пошло в гору, но и приобрело облик спортивного торжества, обладающего тем уникальным достоинством, что участие в нем в принципе может принять любой человек "с улицы", имеющий автомобиль с аудиосистемой. Благодаря возросшей коммерческой выгоде начали создаваться, сливаться и укрупняться ассоциации автомобильного звука, самые крупные из которых USAC и IASCA стали известны во всем мире.

Энтузиазм и дух состязания, царящие на самих турнирах, посоперничают с тем, к чему уже привыкли на крупных спортивных мероприятиях. Соревнования "аудиомобилей" могут проводиться в разных форматах, рассчитанных на оценку изобретательности конструкторов, мастерства выполненных работ, качества звучания и предусматривающих измерение громкости (звукового давления, или SPL) системы. Если в одном случае важен огромный опыт и знания судей-экспертов (часто бывших инсталляторов высочайшего класса), то в последнем случае соревнований по dB Drag фактор субъективизма судейства полностью устранен, и победитель определяется по результатам измерений, выполненных с помощью самой современной электроники, так что многочисленные болельщики имеют возможность освистать только безразличную измерительную электронику. Вполне понятно, что среди наиболее заинтересованных "болельщиков" на конкурсах sound-off - компании, выпускающие автомобильные аудиокомпоненты. Многие из них спонсируют как сами соревнования с их призовыми фондами, так и отдельных мастеров-установщиков и их команды, использующие в своих системах изделия определенных марок и моделей. Энтузиазм и командный дух особенно важны, когда речь заходит о конкурсе dB Drag.
dB DRAG - кто кого
Пожалуй, самыми захватывающими соревнованиями энтузиастов автомобильного звука являются парные дуэли, получившие название dB Drag Racing или dB Drag. Попросту говоря, задача участников этого вида конкурсов - "вывести из строя" соперников в дуэльных состязаниях, когда автомобили ставятся борт к борту и под звуки музыки, разогревающей зрителей, участники ловят момент музыкального пика фонограммы, чтобы на несколько долей секунды создать энергетический пик, максимально вывернув регулятор уровня головного устройства, и получить тот максимальный SPL, который зарегистрирует в салоне специальный прецизионный микрофон.

Казалось бы, все просто, но... дело в том, что уровни звукового давления, с которыми работают участники, достигают сегодня умопомрачительных величин. Если вспомнить, что мировой рекорд, достигнутый в финалах dB Drag 1996 года, чуть превысил отметку 160 дБ, а прибавка SPL всего на 3 дБ означает удвоение акустической мощности, развиваемой в салоне автомобиля, то станет более понятным, что означало для рекордсменов 1997 года добиться нового мирового достижения в 169,4 дБ. (Для сравнения: при взлете ракеты-носителя создается звуковое давление около 180 дБ.) Где же предел?

Совершенно очевидно, что уровни SPL, о которых идет речь, не имеют практической ценности для автомобилиста, просто желающего, чтобы все звучало "громко и чисто". Цели участников чисто спортивные, причем спорт такого рода тоже требует мышечной силы, поскольку участникам приходится буквально удерживать сотрясаемый звуковыми волнами автомобиль, чтобы ликвидировать малейшие щели из-за смещения "стремящихся наружу" дверей и предотвратить выдавливание стекол изнутри. И, конечно, во время замеров в салоне не остается "ничего живого" во избежание потери слуха и прочих осложнений. Главная же цель конструкторов систем - максимизировать кпд системы, удачно выбрав, рассчитав и согласовав все звенья от запаса питания на аккумуляторных батареях до величины поршневого хода самых низкочастотных динамиков и нюансов акустики салона. Откуда узнали все это 62-летняя женщина и ее 20-летний сын, которые большую часть своей жизни были далеки от dB Drag и автомобильной аудиотехники, но тем не менее стали чемпионами в этих состязаниях?
Алма Гейтс - первая королева dB Drag
Изображение Изображение
История "команды" Гейтсов началась в 1992 году, когда Патрик был еще старшеклассником. По его словам, все, чего ему недоставало тогда, было признание со стороны противоположного пола. Чтобы добиться его, он решил оснастить свой серебристый Ford Bronco 1988 года выпуска хорошей аудиосистемой. Затея удалась, а за ней последовали соревнования с громким названием Desert Showdown в родном штате Аризона, где Bronco занял третье место из трех автомобилей в своей категории. Мыслей о серьезных соревнованиях Гейтсы не питали до тех пор, пока не посетили финал IASCA 1995 года в Далласе. Патрик был взбудоражен увиденным и хотел пообщаться с одним из главных призеров, надеясь получить совет относительно своей будущей системы, но получил небрежный ответ: "У меня нет на вас времени". Это стало решающим моментом в его юной жизни, и Патрик решил, что именно с этим джентльменом он сразится в dB Drag Racing на будущий год.

Однако "джентльмен", бросивший искру в сердце юного соискателя рекордов, удалился на покой после своей победы в турнире 1995 года, не дав ему "сатисфакции", и дуэли пришлось вести с другими. Вернувшись в родной Феникс, Патрик и Алма обратились в одну известнейшую в своем штате компанию по установке car audio с просьбой взяться за конкурсную систему для dB Drag. Компания оценила серьезность их намерений и попыталась найти спонсоров, но несмотря на то, что шт. Аризона наводнен производителями car audio, это ей не удалось, и Гейтсам пришлось взять все расходы на себя. Помимо денег, проект отнял у них много времени и энергии, затраченных на решение оргвопросов. Техническую же часть проекта возглавил Деннис Барнс, ведущий специалист компании Streamline Audio. Дебют команды Гейтсов с их обновленным Ford Bronco состоялся на финальных соревнованиях IASCA в шт. Южная Каролина в 1996 году, когда им удалось превысить прежний рекорд более чем на 3 дБ. Победа зарядила их на дальнейшую борьбу в dB Drag Racing сезона 1997 года, причем их не остановило даже то, что из-за введения новых правил IASCA им пришлось серьезно перестроить свой автомобиль.

Перестройка началась 1 мая 1997 года: Алма с сыном оказались еще более вовлеченными в проект, а Деннис Барнс приступил к работе "на полную ставку". В следующие 5 месяцев команда Гейтсов потратила на установочные работы более 5000 человеко-часов. В последние же два месяца перед соревнованиями установщики работали по 80 - 100 часов в неделю. Удалось не упустить ни одной мельчайшей детали: все было выполнено с учетом самых жестких стандартов и нацелено на новый рекорд SPL - 167 дБ. Проект был завершен точно к открытию финалов национальной ассоциации USAC в Канзас-Сити, где Ford Bronco Гейтсов установил новый рекорд в формате dB Drag - 167,8 дБ. В ходе соревнований команда Гейтсов состязалась в дуэли с командой Hi-Fi. Когда Деннис Барнс нажал кнопку, которая на жаргоне мастеров dB Drag именуется burp (по-русски что-то вроде "отрыжки"), на выносной консоли Ford Bronco, к ужасу членов команды, ничего не произошло. Когда все уже решили, что система "сгорела", Барнс вспомнил о том, что перед этим забыл подключить консоль... После исправления своей ошибки и повторного "изрыгания" ураганной мощности в салон Ford Bronco (и адреналина в кровь членов всей команды) зал вновь взорвался овацией.

Оказалось, что потенциал системы, установленной на Ford Bronco, не был еще исчерпан, и турниры 1997 года принесли Гейтсам новые рекорды: 169,3 дБ и 169,4 дБ в национальных финалах. Энтузиазм команды достиг пика, и, по словам самой Алмы Гейтс, которую успели окрестить "первой королевой" dB Drag, страшнее для них стала не угроза проигрыша, а угроза неучастия в соревнованиях. Похоже, ничто не останавливает 62-летнюю спортсменку, и в 1998 году она собирается взять отметку 170 дБ (!), "благо, что в Bronco еще ничего не сгорело".
Сколько стоит рекорд ...
Что же необходимо для рекорда? Только ли деньги, аппаратура и автомобиль? Поработав над проектом оснащения своего Ford Bronco, Патрик Гейтс понял: чтобы заслужить "благосклонность" измерительной аппаратуры (а не только противоположного пола), выносящей вердикт участникам dB Drag, установщикам надо знать все - от математики, физики и электроники до плотницкого искусства, сварки и пайки. Кроме этого, членам команды нельзя обойтись без тесного взаимодействия, умелой командной тактики и ответственности. Неразумно вложенные деньги не могут принести рекорда (кроме рекордных расходов, конечно). Интересно, что аргументируя ответ на вопрос о целесообразности таких высоких затрат, мамаша Алма со свойственной ей практичностью говорит: "...Конечно деньги на сына можно потратить и другими способами, например спонсировать реформу школы, носить передачи сыну в тюрьму или платить за его лечение от наркомании и еще бог весть за что. Я по крайней мере знаю, где пропадает мой сын". Да, похоже, для Патрика его Bronco стал на какое-то время и школой, и тюрьмой, и манией, но как же создавалась сама конкурсная чудо-система?
Изображение
Говоря о проделанной работе, интересно отметить, что проект начался с упрочнения и "ужесточения" конструкции автомобиля. В первую очередь заводское лобовое стекло было заменено пуленепробиваемым стеклом толщиной 2,5 см. По мнению Денниса Барнса, оно лучше плексигласа, так как обладает большей жесткостью. После этого с помощью труб квадратного сечения (2,5 х 2,5 см) была упрочнена конструкция дверей и рам: оказывается, чем жестче конструкция автомобиля, тем выше уровень SPL, который можно в нем развить. Поскольку одно из самых трудных дел - обеспечить плотность прилегания дверей во время соревнований, штатные дверные замки были заменены более прочными заказными и оснащены пневмоприводами и компрессором, удерживающими двери при мощном выбросе акустического давления в салон. Такое дооснащение позволило удерживать двери с усилиями около 990 кг. Интересно, что герметизация дверей поставила вопрос: как протащить в салон провод микрофона? Решение нашли в том, чтобы установить разъемное соединение (типа XLR) в отверстии на лобовом стекле. Эта часть работ отняла почти два месяца, и после нее началась подготовка автомобиля к установке сабвуферов.

Фактически весь грузовой отсек Bronco послужил акустическим корпусом для субнизкочастотных динамиков. Для прямоугольной U-образной передней перегородки единого акустического корпуса использован листовой алюминий. По ее стенкам "лицом" друг к другу установлены 10-дюймовые сабвуферы PPI Pro 10: их в общей сложности 64, и их нагружают тридцать два 700-ваттных усилителя (также фирмы PPI) с суммарной выходной мощностью 44800 Вт. Усилители смонтированы на "картах", которые вставляются в специальную заказную "клетку", занимая относительно малый объем чуть более 90 х 90 х 60 см. Кроме прочих удобств, такая конструкция позволяет быстро заменять усилители в случае неисправностей.

Энергосистема Bronco состоит из двух электрогенераторов Lightning Audio и 33 аккумуляторных батарей этой же фирмы. Каждый усилитель мощности подключен к электрическому источнику через свой конденсатор емкостью в 1 фараду, а суммарный электрический потенциал системы достигает 38400 А. Для распределения питания потребовалось около 30 метров высококачественного электрического кабеля 4-го калибра (также Lightning Audio). Вся система воплощена в едином дизайне и, по оценкам специалистов, смотрится абсолютно штатно несмотря на внушительную массу оснащенного автомобиля - 5,2 тонны!

Важная часть системы - выносная консоль, на которой смонтированы головное устройство (Panasonic DPX-95), сигнал-процессор PPI PAR 245 и персональный компьютер для непрерывного контроля SPL системы. Очень важно то, что для синхронизации времени прихода акустического сигнала, излучаемого с поверхностей диффузоров, в системе применены модули управления фазовым сдвигом (PPI PSC 221). Это дает возможность сфазировать звуковые волны, получить одновременный максимум звукового давления в области установки измерительного микрофона и минимизировать взаимные помехи, ослабляющие SPL (когда все динамики воспроизводят сигналы одинаковой частоты, но из-за разной удаленности от микрофона излученные волны приходят с разными фазами). Фактически в салоне была создана камера высокого давления, которая отличалась не только относительной безрезонансностью, но и меньшим потребным воздушным объемом. Революционность этой конструкции даже заставила ассоциации автомобильного звука пересмотреть некоторые из правил соревнований.
Что дальше?
По словам главного конструктора проекта Денниса Барнса, им удалось создать платформу, которая может звучать намного громче. Запас пока что есть: лишь при давлении в 2 атмосферы (194 дБ) достигается предел синусоидальной модуляции воздушной массы. Поэтому будем ждать новых рекордов.
* После подготовки этого материала пришло сообщение, что Гейтсы установили новый рекорд 172,2 дБ.
Ford Bronco 5.8 (V8 )
Ford Mustang 4.0 (V6)

Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он называется "жизнь"
Аватара пользователя
Dima
AmAvto
Сообщения: 48330
Зарегистрирован: 14 янв 2005, 16:03
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Dima » 02 июн 2005, 00:41

Чета я не понял сути оставленного сообщения :?
Cadillac Escalade 2010
X6 XDrive50i
Chrysler Crossfire Convertible SRT-6
Аватара пользователя
Pratas
Ветеран клуба АмАвто
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:28
Откуда: Murman
Контактная информация:

Сообщение Pratas » 02 июн 2005, 01:11

Dima писал(а):Чета я не понял сути оставленного сообщения :?
Пофиксил уже .... :twisted:

чёт тема не заинтересовала народ ... хотя её востанавливал 2 раз после происков хакера :wink:
Ford Bronco 5.8 (V8 )
Ford Mustang 4.0 (V6)

Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он называется "жизнь"
Аватара пользователя
AST
Администратор
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 15:37
Откуда: Москва ЮЗао
Контактная информация:

Сообщение AST » 02 июн 2005, 13:27

Да ладно интересно, хотя я автозвуком не увлекаюсь и мне вполне хватает штатной аккустики хоца знать чем народ морочется короче молоток :!: :D
Афтар, пеши исчо! :wink:
E350
Dodge Grand Caravan
Ford Mustang GT
Аватара пользователя
Gravedigger
Ценитель
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 06 мар 2005, 15:32
Откуда: Москва Крылатское
Контактная информация:

Сообщение Gravedigger » 03 июн 2005, 01:23

Действительно занятная статейка :!:
было интересно почитать :!:
правда если слушать на максимум то глаза вывалятся :shock:
хи-хи :P
Taurus G2 1992 3.0 зелёненький
Mercury Sable G3 1996 3.0 Duratec - погим спертью храбрых :)
Mitsubishi Lancer 1.6 AT red :) смешной бибика :)

www.taurus-club.ru
Аватара пользователя
Pratas
Ветеран клуба АмАвто
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 16 мар 2005, 17:28
Откуда: Murman
Контактная информация:

Сообщение Pratas » 07 июн 2005, 23:25

машинка моя ... один в один ... :twisted:
Ford Bronco 5.8 (V8 )
Ford Mustang 4.0 (V6)

Есть только миг, между прошлым и будущим, именно он называется "жизнь"
Ответить